ИСТОРИЯ ГРИБАБУШКИ

3 октября 2016 года в издательстве Союза писателей Санкт-Петербурга вышла, подготовленная издательством детской литературы "ДЕТГИЗ", книжка "Грибабушка, или Немножко колдовства" с замечательными иллюстрациями замечательной Петербургской художницы Ольги Маркиной.
Книжка вышла в серии "Сказочный город".

 

На вопрос одного из редакторов "Детгиза" по поводу истории создания сказки автор рассказал следующее:
История о Грибабушке (её полное название «Грибабушка, или Немножко колдовства») родилась из крохотного зёрнышка – из одного однажды вдруг прошелестевшего в воздухе возле уха автора слова – и дальше росла, развивалась и распускалась как бутон, и поначалу появилась на свет в виде пьесы для театра. Это случилось в уже далёком от нас 1993 году. Шла перестройка, перед жителями огромной страны открылась пропасть будущего, и большинство авторов растерялись, потому что мало кто понимал, о чём ТЕПЕРЬ следует писать? Делать это по старому было уже нельзя, а как писать по новому?
«Толстые» журналы дружно принялись умирать, с книжных прилавков начал вываливаться на читателей вал третьесортной зарубежной литературы вроде саги о Тарзане. И традиционная русская культура замерла, словно потеряв голос. «Коль нет мужей – сражаются иконы», – писала в своём гениальном сборнике «Лебединый стан» русский поэт Марина Цветаева. Когда русские люди (по неразумению ли своему или по добродушию) теряются, за дело, немного перефразировав Цветаеву, берутся русские духи. В «Грибабушке» за будущее страны, кроме самой Грибабушки, бьются дух воды и дух леса, а так же дух воздуха. Остальные духи разбежались… 
Зёрнышко Грибабушки появилась на свет вот как: однажды летним вечером растерявшийся, как и другие, автор ехал из города на дачу и привычно вышел из электрички на станции «Осельки». И вдруг… – ГРИБАБУШКА! – это странное слово впорхнуло в его слух, будто сказанное кем-то из выходивших на перрон вместе с ним из электрички пассажиров. Но автору только показалось, что из электрички кто-то выходил –на перроне станции он стоял один, и даже в отдалении не было никого, ни одного человека! Так что ж это было? Слуховая галлюцинация? Голос свыше? Особенно раздумывать над этим вопросом автор не стал, тут же, на перроне, и решив написать сказку про Грибабушку. И как-то сами собой и причем довольно быстро придумались и остальные герои истории: Листик, Болотик, Ёлочка, Дед-Дедуля, внучка Таня, Тракторист-булдьдозерист Константин... Сидя на крыльце дачи, автор смотрел на видневшийся между кустов и деревьев маленький пруд, затянутый ряской и неподалеку от него глубоко вросший в землю валун, возле которого каждое лето цвели кустики лесной земляники, и думал о своей сказке…
Но для начала её замысел он решил проверить на детях. И школьники из Питершулле – известной городской школы, с фасада которой до сих пор пугает пешеходов страшная надпись: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» – с восторгом приняли придуманных автором героев: Листика и Болотика и, конечно же, саму Грибабушку, подарив автору тут же рождённого ими нового персонажа сказки – «Гридедушку» – в сказку, правда, не вошедшего, но в ней упоминающегося. А как же иначе – это же подарок детей!
Сама же сказка писалась мучительно долго – около года. Русским неторопливым её говорком нужно было проплести стремительно развивающийся сюжет, а это было непросто. Но со временем текст, поначалу с великими трудами рождаемый автором, начал жить по своим законам, уже не зависящим от авторской воли, сам собою складываясь в предложения, абзацы и даже целые главы. Где-то в середине напряжённой работы сверкнула для автора неожиданная удача: ему удалось разглядеть «через магический кристалл» фантазии очертания финала с новогодней Ёлочкой, отчего писать сразу же стало легче, и через тысячи и тысячи неточных отвергнутых слов по единственно верной тропинке слов подходящих, ими же и ведомый, автор двинулся к финалу.
Едва законченную пьесу он повёз на семинар драматургов, пишущих для театра кукол в город Брянск, где её разгромили. И только известный фольклорист Анна Фёдоровна Некрылова нашлась сказать о сказке несколько тёплых слов.
Позже пьеса о Грибабушке была напечатана: первый раз в 2000 году в альманахе петербургской драматургии «Ландскрона» в сборнике «Играем для детей!»:

 

И на представлении сборника в Доме актёра Санкт-Петербургского отделения СТД РФ народный артист России Андрей Толубеев выступил в роли Болотика.

Вторично сказка вышла в 2005 году во втором авторском сборнике «Дощечка через лужу» и другие сказки для театра»:


В 2003 году (последний год активной работы фонда Сороса в Петербурге) была предпринята попытка постановки "Грибабушки" на деньги фонда на природе - а именно в лесу - замечательным режиссером и педагогом, доцентом Института культуры им. Крупской В. П. Марковым, но из-за бюрократических проволочек спектакль не состоялся.,

А позже был сделан и её прозаический, но ещё не полный, вариант – бутон сказки продолжал распускаться – причём, около полугода ушло у автора только на обдумывание приёма перевода драмы в прозу. Да и всё остальное давалось непросто: трудно складывалась забавная историю про забавных лесных жителей! Но, в конце концов, сказка была закончена и в 2003 году вышла среди прочих прозаических сказок автора в сборнике «Очень. Петербургские сказки».

 

А в сентябре 2005 года в газете «Час пик» появилась рецензия на сборник «Дощечка через лужу» и другие сказки для театра» Анны Фёдоровны Некрыловой. Была в ней упомянута и «Грибабушка», которую на семинаре в Брянске она когда-то защищала, и теперь известный фольклорист вновь её хвалила.
В портфеле московского альманаха «Современная драматургия» «Грибабушка» пролежала несколько лет (и это притом, что пьес для детей трагически не хватало всем театрам по всей стране!), но зато при поддержке альманаха сказка получила диплом лауреата конкурса «Мы дети твои, Россия» Федерального агентства по культуре и кинематографии, Комитета по культуре города Москвы, Фонда развития и поощрения драматургии и редакции журнала «Современная драматургия».

 

В 2007 году «Грибабушка» вышла и в виде аудио спектакля на фирме «Интеракт», в её записи участвовали актёры Санкт-Петербургского Молодёжного театра:

 

Весной того же года сказка была показана на Областном фестивале-конкурсе детских и юношеских театральных коллективов «Театральная весна» в постановке Учебного театра детской театральной школы г. Волгодонска (рук. А. Фёдоров) и получила диплом 2-й степени:

 

А потом и в театральной студии «Маски» Дома детского творчества № 3 Иркутска.

Позже попала сказка и в издательство «ДЕТГИЗ».
Чем же был для автора «ДЕТГИЗ»? Чтобы это понять, потребуется небольшое отступление.
Кронштадт 1958 года – военный городок, город-крепость. Въезд и выезд строго по пропускам. Отец будущего автора «Грибабушки» военнослужащий, мать – служащая советской армии. Маленький автор – ученик первого класса начальной школы № 427. Из развлечений после уроков в основном игры со сверстниками во дворе, в сараях и галдарейках – так называют в Кронштадте двухэтажные сараи. А вечером одна программа недавно появившегося чёрно-белого телевидения и только несколько часов вещания в день. Передач для детей практически нет, лишь диктор тётя Неля Широких и с ней две куклы – Пёсик и Кошечка – и иногда какой-то взрослый дядька в бумажном колпаке с резинкой под подбородком, откликающийся на имя «Незнайка». Телевичок и Жаконя появится позже.
Театров в городе нет, есть три кинотеатра. И почти в каждом доме по несколько одинаковых настольных игр вроде «Чудо-огонька» и лото, шахматы и шашки и, конечно же, книги. И целое море книг у друзей во дворе, у знакомых родителей, в школе, в библиотеке клуба Морзавода, книги постоянно везут и приезжающие из Ленинграда – а откуда ещё можно узнать что-то интересное о другом мире, отличном от мира военного городка? И ещё друг у друга буквально рвут из рук журнал «Костёр». Потому что столичный «Пионер» читать почему-то не так интересно, а почему – станет ясно позже: он слишком идеологизирован. Поэтому лучшее из того, что есть это сказки, приключения, рассказы – в основном, конечно, издания «ДЕТГИЗа». Потому-то автор и должен этому замечательному издательству, должен за своё счастливое детство, наполненное виртуальными (хотя, такого слова тогда ещё не знали) захватывающими «приключениями»!
И в 2012-м году по просьбе горячо любимого «ДЕТГИЗа» автор засел за очередную переделку прозаического варианта истории о Грибабушке – издательство просило сделать его менее торопливым, более подробным – чтобы дать возможность бутону сказки распуститься окончательно. Но в этот год в издательские планы «ДЕТГИЗа» сказка не попала. Но зато на горизонте автора появилась художница Ольга Маркина (в своё время автор познакомился с ней в издательстве «Борей») и сделала к сказке прекрасную обложку и несколько замечательных иллюстраций. Но и в следующий год повесть в издательские планы «ДЕТГИЗа» опять не попала, тем не менее, было решено работу над макетом продолжить и в следующем году вновь подать заявку в Комитет по печати.

А в это время в студии лозоплетения Дворца детского и юношеского творчества Петроградского района под руководством Нины Поздняковой неожиданно «родился» новый персонаж – Болотик из «Грибабушки», который был представлен на выставке-конкурсе «Читая книги» в Союзе художников Санкт-Петербурга.

Болотик в избе-читальне:

 

Финал у этой растянувшейся на десятилетия истории оказался счастливым (а разве могло быть иначе?) – 3 октября 2016 года в издательстве Союза писателей Санкт-Петербурга, подготовленная «ДЕТГИЗом»», вышла книжка о Грибабушке с замечательными иллюстрациями замечательной Петербургской художницы Ольги Маркиной – русские духи (вместе с русскими людьми) опять победили, помогли бутону сказки окончательно расцвести и превратиться в колдовской цветок, ведь второе название этой сказки – «Немножко колдовства»!

Случайно выяснилось, что пьеса "Грибабушка, или Немножко колдовства" была поставлена в 2015 году в городе Сумы (Украина), фамилия автора пьесы не указана, режиссер Дмитрий Буряченко.

Сумьский державний педагогiчний унiверситет iменi А. С. Макаренка. Ссылка:

8 грудня глядачів у актовій залі зібрала казкова вистава «Грибабушка» від молодіжного драматичного театру СумДПУ імені А.С.Макаренка. Героями казки є чудові маленькі мешканці чаклунського лісу, які живуть на болоті з купинами, березою, комарами і осокою. У такому неромантичниму місці і чудовисько особливе: звичайний екскаватор, який копає землю і псує ідилію лісу. «Грибабушка», на відміну від попередньої постановки «Танці+», занурила глядачів у особливу атмосферу дитинства, а актори змусили відчути усіх присутніх у справжньому казковому лісі. Вітаємо молодіжний театр з успішною виставою!

8 декабря зрителей в актовом зале собрало сказочное представление «Грибабушка» от молодежного драматического театра СумГПУ имени А. С. Макаренко. Герои сказки - замечательные маленькие жители волшебного леса, которые живут на болоте с кочками, березой, комарами и осокой. В таком неромантичном месте и чудовище особенное: обычный экскаватор, который копает землю и портит идиллию леса. «Грибабушка», в отличие от предыдущей постановки «Танцы+», погрузила зрителей в особую атмосферу детства, а актеры заставили почувствовать всех живущих в настоящем сказочном лесу. Поздравляем молодежный театр с успешной представлением!

 

 

После "Грибабушки":

Режиссер спектакля Дмитрий Буряченко прислал автору такое письмо:

...«Год назад я искал материал для спектакля современных писателей, совершенно случайно попал на вашу страницу. Прочитав многие произведения, я остановил свой выбор на пьесе "История маленькой любви". Но в последний момент момент передумал, захотелось показать что то очень доброе и волшебное... и "Гриббабушка" идеально подходила для этого. Взрослым не мешало бы поверить немного в волшебство.
Наш театр находиться частично на базе Педагогического университета и является абсолютно аматорским. Показывали спектакль два раза, для города и для студентов университета... все остались довольными и выходили из зала с широкими улыбками на лице.
Я сам тоже не имею театрального образования, и по профессии являюсь преподавателем иностранных языков».

13 апреля 2017 года книжка ДЕТГИЗа "Грибабушка, или Немножко колдовства" была представлена в Детской библиотеке истории и культуры Петербурга (ул. Марата, 72). Студенты факультета театра кукол Российского государственного института сценических искусств (в недавнем прошлом Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства) показали из "Грибабушки" несколько сцен.

 

Но гладко не прошло и в этот раз:

Может быть, в частности, потому, что в её тексте использованы настоящие заговоры – когда-то меня об этом предупреждали. Но вот только из самого последнего:
– представление «Грибабушки», которое было намечено нами на 6 апреля 2017 года пришлось отменить из-за теракта в метро и трехдневного траура;
– в день представления через неделю – 13 апреля – неожиданно на город выпал сильный снег, автомобильный город почти встал;
– на входе в метро выскользнул из чехла и повредился фотоштатив;
– по дороге к библиотеке эту самую дорогу я попутал, хотя ходил по ней сотни раз – мимо улицы Марата проскочил почему-то до Боровой;
– при настройке аппаратуры один из ноутбуков (самый беспроблемный Macbook Air, хорошо, что я захватил оба) отказался выводить видео на большой экран в Белом зале;
– обнаружилось, что дома была забыта запись спектакля по «Грибабушке» из Сумского Педагогического Университета да и вообще все записи, пришлось на ходу выкручиваться;
– на представление не смогли придти по разным причинам многие из ключевых фигур этой сказочной истории: уехала в командировку известный фольклорист, кандидат искусствоведения Анна Федоровна Некрылова, заболела доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена Евгения Оскаровна Путилова, как заболели и не смогли подойти ещё несколько гостей.

Правда, Е. О. Путилова прислала для представления такое письмо (которое, правда, опять же потерялось во время представления и не было озвучено):

Каждая сказка полна тайн. Но, наверно, больше всего тайн содержит лесной мир. У поэта Сергея Городецкого есть строчки:

"Кто не видел не видал Невидимочки красу,
тот по правде не бывал ни в лесочке, ни в лесу".

Увидеть тайную жизнь лесса - что может быть заманчивее!
В сказке "Грибабушка" лес приоткрывает свои тайны. Оказывается, лес населен разными существами, добрыми - охраняющими красоту и богатство леса и теми, для кого лес - это лишь деревья. Это люди без души, им ничего не дорого, они даже не понимают, что такое красота, что такое радость от наслаждения красотой. Они ее не умеют видеть.
Сказка Андрея Зинчука , весь ее текст - это вхождение в мир добра и красоты. Как замечательно, что можно всем нам пройти по этому пути!

Евгения Оскаровна Путилова
доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена,
член Союза писателей
 

И только на следующий день я додумался: ведь представление "Грибабушки" мы затеяли в Страстную неделю - в 2017 году она длится с 10 по 15 апреля.
А в "Грибабушке", впрочем, как и в любой другой сказке, есть языческие мотивы...